Борьба за место на полке: кто ушел и вернулся из зарубежных брендов
Весной многие известные торговые марки разных стран, выпускающие продукцию по бытовой химии, хлопнули дверью и вышли из российского рыночного чата. А что мы имеем?
Ряд ушедших иностранных брендов через какое-то время условно вернулись, дескать, импорта не будет, вложений, промо, но то, что есть, поставлять будем. Долго не уходили P&G (лидировал на нашем рынке с такими торговыми марками как Фейри, Тайд, Ариэль, Ленор, Мистер Пропер и так далее), но существенно сократили ассортимент.
Не сразу, но всё-таки российский рынок покинул Henkel, который выпускал у нас косметику и бытовую химию под брендами Персил, Лоск, Прил, Ласка, Пемолюкс и так далее. Правда, в следующем году они снова вернутся, но уже под другой вывеской - Lab Industries.
Стоит отметить, что Хенкель пришли в Россию еще в 1979 году. Тогда под ее лицензией в Леноблоасти производили клей "Момент". Далее пошли "Персил", "Ласка", "Пемолюкс", "Лоск" и другие.
Свой бизнес распродает Reckitt Benckiser, из-под крыла которой выходят бренды Дося, Ваниш, Финиш, Калгон, Тирет. Но вроде как никто не говорил о том, что компания окончательно и навсегда уходит из рынка России.
Постепенно российский рынок стал наполняться брендами из дружественных стран, либо собственными.
Волшебный концентрат
Генеральный директор INFOLine Иван Федяков говорит, что пустых полок бояться не стоит - их не будет. Ниша будет заполнена продукцией-клонами: уже с весны воссоздаются аналоги известных торговых марок на тех мощностях, которые есть. Впрочем, состав может быть немного другой - рецептуру западники увезли с собой. Походит на знаменитую Кока-Колу - разливают везде, но "волшебный концентрат" делают только на одном европейском заводе.
Уход западных брендов вдохновил производителей из России. "Волшебный концентрат"? Да нафиг надо. Нет проблем, производство налажено, кадры есть, лаборатории на месте. "Нэфис Косметикс" и вовсе с весны видит рост продаж, да еще с товаров низкого ценового сегмента. "В Татарстане будем производить ПАВ, собираемся покупать альфа-олеины" - говорила Лаврикова. Тогда же заявлялось, что никто не ждет проблем с мощностью или запасами сырья.
За место под солнцем. Или на полке
На свое повышение доли рассчитывают наши производители эко-бытовой химии. Сражаться с международными компаниями и их промо-бюджетами довольно сложно, но с весны продажи пошли в рост. Компании держались изначально, благодаря сырьевым запасам, вместе с этим пытались наладить логистику и быстро организовывали свое производство части компонентов - всякие экстракты на основе фруктов или овощей. Готовились к росту спроса. "И даже если они полностью уйдут, в России с бытовой химией проблем не будет".
Помимо больших фабрик и предприятий, свои порошковые и гелеобразные средства выпускают семейные компании. Например, "Папа Слон". В 2015 году эта компания из Челябинска начала выпуск своих эко-средств. Анна Бонькина, владеющая торговой маркой, собирается вскоре полноценно перейти на сырье из России. "С логистикой сложностей не будет - это важно".
С одной стороны многие не самые большие производители из России, у коих не получилось попасть в большие торговые сети (так как там все места были заняты зарубежными конкурентами), делали попытку развить онлайн-магазины и пробиться в маркетплейсы. Однако клиенты всё же, если верить отзывам, хотят покупать их товары в «магазинах около дома».
Ушли? Ну и валите!
Еще одно надо отметить: уход зарубежных брендов изменил к ним отношения у многих россиян в худшую сторону. Об этом гласили разные аналитические исследования. К примеру, в мае 15 процентов респондентов отрицательно высказывались об ушедшей "зарубежке". Те многие годы и средства потратили, чтобы побороться за потребителя - и вот это всё обесценилось. Потому переход от одних брендов к другим прошел легче, чем предполагалось.
Что касается цен, то если верить Росстату, в среднем килограмм порошкового средства в марте подорожал на 17 процентов, но через месяц рост стал медленнее - до 10 процентов, а еще через месяц - 0,5 процента. Лаврикова: "Мы делали все возможное, чтобы остановить рост цен, играть на удержание. В минус работать, конечно, мы не могли, поскольку надо платить налоги, страховки, заработные платы". Калачиков: "Мы оптимизировали производство и благодаря этому ограничили подъем цен на 7-9 процентах. Далее уже всё более-менее стабилизировалось, мы держим руку на пульсе и принимаем все меры, чтобы цены стали еще ниже".
Этой новостью можно поделиться в соц. сетях: