Шоколадница может купить Кофе Хауз
Новостные агентства не разглашают источник своей информации, отмечая лишь, что это человек, являющийся менеджером консалтинговой компании и совладельцем одной из сетей, конкурирующих с «Шоколадницей» и «Кофе Хаузом». Если его сведения окажутся верны, оборот «Шоколадницы» увеличится в полтора раза и превысит $450 млн. Компания станет обладателем более шести сотен кофеен, что значительно превышает суммарное количество таковых у остальных конкурентов – Starbucks, Coffeeshop Company и «Кофеин» вместе имеют 190 заведений.
Сеть «Кофе Хауз» принадлежит офшору «Энор Энтерпрайсиз», связанным с владельцем и основателем сети Тимуром Хайрутдиновым, генеральным директором Владиславом Дудаковым (5%), а также топ-менеджерами Экспобанка Андреем Вдовиным (17%), Кириллом Якубовским (16%) и Сергеем Радченковым (16%), который однако отрицает информацию о том, что является владельцем акций компании. По его словам, акции были получены под залог кредита, который выдавал Экспобанк в 2008 году, и после его погашения владение прекратилось. Андрей Вдовин также сообщил, что не имеет никакого отношения к «Кофе Хаузу».
Кофейни «Кофе Хауз» и «Шоколадница» конкурировали друг с другом с самого открытия. Тимур Хайрутдинов основал «Кофе Хауз» в 1999 году, переняв концепцию итальянских кофеен. Александр Колобов открыл «Шоколадницу» годом позже, идеей послужило одноимённое легендарное кафе на станции метро Октябрьская в Москве, которое существовало там с 1964 года. Первое десятилетие «Кофе Хауз» развивался динамичнее, однако после 2011 года лидером стала «Шоколадница». На сегодняшний день сеть насчитывает 420 кофеен, из которых около 230 находятся в Москве, 100 в регионах и 90 франчайзинговых. «Кофе Хауз» имеет 226 точек на территории всей страны. На московском рынке доля кофеен «Шоколадница» составляет 15%, на рынке Санкт-Петербурга – 3%, «Кофе Хауз» занимает соответственно 5% и 8%. Представители обеих сетей отказались как-либо комментировать слухи о сделке.
Скорее всего не все помещения «Кофе Хауза» будут переоборудованы в «Шоколадницу», т.к. многие заведения расположены в территориальной близости друг к другу. Их могут занять и другие ресторанные бренды, владельцами или совладельцами которых является Александр Колобов. Например сеть суши-баров «Ваби-Саби», шоколад-баров Max Brenner или рестораны Burger King, 170 которых открыто на территории России в партнерстве с «ВТБ Капиталом». Тимур Хайрутдинов также является владельцем других брендов, он имеет семь ресторанов «Азия кафе» и два ресторана «Винегрет».
Назвать примерную стоимость сделки затруднительно. Основным фактором будет являться оборот сети «Кофе Хауз», но также необходимо взять во внимание и стоимость бренда. В 2008 году «Кофе Хауз» под залог акций оформил кредит, тогда 49% акций были оценены в $50 млн, а годовой оборот на тот момент составлял $150 млн. За прошедшие годы сеть развивалась, открыв ещё 36 точек, по оценкам директора агентства «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова оборот увеличился до $160 млн. Оборот «Шоколадницы» без учёта франчайзинга составляет $300 млн.
По оценочным данным того же аналитического агентства, общая ёмкость сегмента кофеен Москвы и близлежащих сателлитов в денежном выражении превышает $2 млрд. Однако стоит учесть заметное снижение популярности кофейных заведений в последние годы: в 2013 году их посещали 18,1% населения, а больший показатель был отмечен только у фастфуда. Но по итогам первого квартала текущего года, рынок кофеен переместился на 4-е место, собрав только 13% посетителей. Его обгоняют фастфуд - 19,7%, суши-бары - 16,4% и пиццерии - 15%). Средний чек в кофейне равняется 367 руб., за год он вырос на 9 руб. Помимо «Шоколадницы» и «Кофе Хауз» крупными сетями являются Coffeeshop Company (81 кофейня), Starbucks (75 кофеен) и «Кофеин» (более 30 кофеен).
Этой новостью можно поделиться в соц. сетях: