Празднуем юбилей — 100 лет Киевскому вокзалу
18 февраля исполнилось ровно сто лет одному из самых красивых вокзалов Москвы, а именно — Киевскому вокзалу. Сейчас это один из ярких памятников культурного наследия Российской Федерации.
История Кивского вокзала
Вокзал был построен на территории древнего исторического места — Дорогомиловской слободы. В 1492 году (в то время Русью правил Великий Князь Василий III).
Тогда в этих краях жили крестьяне, занимающиеся перевозками грузов и, конечно, пассажиров. Уже в конце 16-го века по распоряжению царя Бориса Годунова Большая Дорогомиловская улица официально стала местом, где селились ямщики (таксисты тех времен). То есть, это был своеобразный «профессиональный» квартал. Это характерно для тех времен — представители многих профессий и ремесел селились рядом и жили группами — гильдиями.
История самого вокзала берет начало в 1895 году, когда было принято решение о постройке киевской магистрали. Данное начинание отвечало экономическим интересам страны (необходима была дорога в направлении Киева).
Кстати для разгрузки потоков транспорта также в 1912 году был построен знаменитый Бородинский мост через Москву-реку, он находится неподалеку от Киевского вокзала. Мост был необходим в том случае, если по направлению к товарной станции железной дороги сильно усилится транспортное движение.
Стратегически Дорогомиловская слобода оказалась оптимальным местом для строительства большого вокзала по Киевскому направлению, в этом месте было достаточно свободного места и благоприятные условия.
Сама Киевская железная дорога была запущена в 1899 году. Дорога сразу же начала активно работать, движение товарных поездов в те года уже было достаточно оживленным. Связано это с близостью реки — для оперативной перевозки грузов такое соседство очень полезно. Вместе с дорогой начал функционировать и сам Киевский вокзал — его первая версия. Тогда это было небольшое, тесное здание. В плане архитектуры — ничего примечательного.
Торжественное открытие современного здания Киевского вокзала случилось 18 февраля 1918-го года — именно в этот день от новенького перрона отошел первый почтово-пассажирский поезд. Впрочем, в первое время пассажирских поездов (в отличие от товарных) ходило мало, всего два. Сам вокзал строили в течение четырех лет.
Тогда кстати это был «Брянский вокзал», официальная дата переименования — 1934 год (связано это с тем, что все-таки основное направление Киевской железной дороги — столица Украины). Тогда же была расширена архитектурная композиция здания Киевского вокзала.
Современный Киевский вокзал — особенности постройки
Стиль, в котором возведено здание, — неоклассицизм (характерные черты — характерный ряд колонн, высокие просторные залы), в архитектуре присутствуют элементы ампира. Колоритные арки подчеркивают величие постройки.
В дизайне и оформлении прослеживается явная связь с Отечественной войной 1812-го года. Частично подобная тенденция связана с тем, что в этих краях начинается дорога на Бородино — к историческому месту, где был дан решающий бой войскам Наполеону. Да и Поклонная гора тут совсем недалеко. В основном, это проявляется в украшении здания — скульптурах и фресках.
Например, высокая башня с часами имеет украшения в виде скульптур орлов — такие же орлы трациционно украшают памятники, посвященные победе в войне с Наполеоном. Всего орлов четверо, снизу они кажутся достаточно маленькими. Тем не менее, размах крыльев у каждой птицы — около двух метров. Каждый из орлов смотрит в направлении одной из сторон света.
К зданию примыкает масштабный дебаркадер, покрытие крыши — остекленная арка. А вот пристройка с кассами и входом в метро (станция Киевская) для пригородного сообщения была возведена только в 1940-1945 годах. Внутри величественного здания находятся кассы, зал ожидания, камеры хранения, а также многочисленные киоски и небольшие магазинчики.
На башне Киевского вокзала стоят механические часы, которые точно показывают время вот уже сто лет.
Естественно, часы регулярно заводят, а два раза в год переводят стрелки — на зимнее и летнее время. Вторые часы подобного масштаба в Москве — это кремлевские куранты. Куранты даже старше, их сделали и установили на кремлевскую башню еще в 19 веке.
Этой новостью можно поделиться в соц. сетях: