Равнение на кофе
На долю Costa Coffee, McCafe и Starbucks приходится более двух третей общего количества кофеен десяти ведущих брендов. Разрыв между тройкой лидеров и остальными игроками продолжает расти: разница между третьим и четвертым местом - более 1000 заведений. Снижения числа точек в десятке лидеров не наблюдается.
Всего шесть брендов - участников рейтинга произошли из стран за пределами Европы, но на их долю приходится 31% кофеен в этом регионе. Особенно значителен вклад McCafe (Австралия) и Starbucks (США).
Четыре греческих бренда, несмотря на непростую экономическую ситуацию в этой стране, показали стабильный рост. В то же время бренды из Испании, Германии и Дании демонстрируют неоднородные результаты.
Всех игроков объединяет понимание того, что дальнейший рост и развитие невозможны без постоянного повышения качества еды, напитков и обслуживания потребителей. Другие игроки - автозаправочные станции, пекарни и всевозможные рестораны быстрого обслуживания - также улучшают оборудование и вкладываются в обучение персонала. Таким образом, конкурентная борьба за любителей кофе будет продолжаться в долгосрочной перспективе.
Ведущие игроки
- В рейтинг включены 75 игроков рынка кофеен, которым в общей сложности принадлежат 12 826 заведений. Рост количества точек за 12 месяцев составил 6% (2013-й: +7%, 2012-й: +8%, 2011-й: +8%, 2010-й: +4%).
- Лидер рынка - Costa Coffee: 2243 кофе-бара в 15 странах Европы.
- Costa Coffee, McCafe и Starbucks продолжают укреплять свои позиции лидеров рейтинга.
- В 2014 г. 41 бренду кофеен удалось открыть новые заведения, 24 игрока сократили количество точек, 10 компаний сохранили прежние показатели.
- Рост количества точек: на первом месте в абсолютном исчислении Costa Coffee (+209), за ним следуют Starbucks (+139), McCafe (+123) и Coffee Island (+76).
В относительном исчислении лидирует Il Caffe di Roma с ростом 59%. За испанским брендом следуют Caribou Coffee (+54%) и Harris + Hoole (+50%).
- Наиболее широко представлены в Европе бренды McCafe (26 стран Европы), Starbucks (23) и Segafredo (18).
- Ведущие бренды происходят из 21 страны мира. Таким образом, в числе лидеров - компании из самых разных стран: 16 из Испании, 11 из Великобритании, ю из Германии.
- Из 75 участников рейтинга восемь брендов представлены в 10 или более странах. 33 бренда работают только на одном рынке - в своей стране происхождения.
10 компаний - лидеров рынка
1. Costa Coffee. К концу 2014 г. сеть номер один в рейтинге выросла на 10% и насчитывала 2243 кофейни, из них около 1900 расположены в Великобритании. В прошлом году компания открыла первый кофе-бар в Испании. Всего же бренд Costa представлен в 29 странах мира. Компания уверенно чувствует себя на китайском рынке: там работает почти 350 кофеен. Costa Coffee - сильнейший ресторанный бренд Европы по развитию за рубежом. В портфолио Whitbread Group (отели и пабы) это самый быстро растущий бренд. Интересно, что ведущий европейский бренд кофеен является детищем компании, изначально специализировавшейся на пивных заведениях.
Средний счет в Великобритании составляет около 2,7 фунтов стерлингов, хит продаж - латте. В 42% операций участвует клубная карта Coffee Club Card: на данный момент держателей карт, активно ими пользующихся, около 2,5 млн.
Costa демонстрирует быстрый рост: за 50 недель, к 12 февраля 2015 г., общие продажи увеличились на 16,2% и составили 1340,5 млн фунтов стерлингов (17,5% в твердой валюте). В том числе продажи заведений, работающих по франшизе, выросли на 15,5% и составили 516,9 млн фунтов стерлингов (17,9% в твердой валюте).
В этом году Costa откроет около 230 новых кофе-баров – приблизительно 180 в Великобритании и 50 в других странах. Плюс компания планирует установить еще 800 машин Costa Express, их общее число составит около 4300 штук.
2. McCafe. Эта концепция «кофейни в ресторане» компании McDonald's в 2014 г. снова расширила свою сеть в Европе. Количество кофе-баров выросло на 7% и достигло 1979 заведений. По размеру сети и объему продаж лидирует немецкий рынок - здесь открыто 862 McCafe. Второе место среди 26 европейских стран, где есть McCafe, впервые заняла Италия, отодвинув Францию на третье место. Общее количество McCafe по всему миру составляет 4680.
3. Starbucks. По состоянию на конец 2014 г. сеть насчитывала почти 22000 кофеен, 14000 из них в Америке. Объем продаж уже существующих точек вырос на 5%. По макрорегиону «Европа, Ближний Восток и Африка» рост продаж уже существующих точек составил 4%. «Мы работали над тем, чтобы создать у посетителей наших кафе ощущение праздника: значительно расширили ассортимент карт Starbucks, ввели новые блюда, напитки и сопутствующие товары, предложили клиентам возможность выиграть карту Starbucks for Life («Starbucks на всю жизнь»). Все это вызвало огромный резонанс у наших клиентов, привело к нам множество посетителей и при-влекло всеобщий интерес как к нашим кофейням, так и к самому бренду Starbucks», - заявил председатель совета директоров Starbucks Говард Шульц.
Первый Starbucks Reserve Roastery and Tasting Room - обжарочный цех с дегустационным залом - открылся в начале декабря в Сиэтле. В планах компании - открыть 100 заведений Starbucks Reserve по всему миру, делая акцент на редкие сорта кофе, доступные в ограниченном количестве.
4. Tchibo. Компания, созданная в Германии, в прошлом году увеличила количество точек. Из 827 заведений в Европе (розничных магазинов с кофе-баром внутри) в Германии расположено около 500. Хитом продаж был и остается фильтр-кофе.
5. Caffe Nero. Британский бренд кофе-баров, созданный в 1997 г. Джерри Фордом, продолжает расти и развиваться. Большая часть заведений Caffe Nero расположена в Великобритании. В 2012 г. в результате партнерства с польской компанией на свет появился бренд Green Caffe Nero - сейчас под ним работает уже 26 заведений (номер 63 в рейтинге).
Три страны с наибольшим оборотом - Великобритания, Турция и Польша. В 2014 г. открылись первые кофе-бары в США и Ирландии. По мнению Caffe Nero, три основные тенденции на рынке кофеен выглядят следующим образом: 1. Растущий спрос на кофе, употребляемый как вне дома, так и дома. 2. Растущий спрос на диетическую продукцию (соя, миндальное молоко, безглютеновые продукты). 3. Развитие культуры артизанального кофе.
6. «Шоколадница». Лидер российского рынка кофеен продолжает уверенный рост. Его владелец, ресторанный магнат Александр Колобов (помимо прочего держатель мастер-франшизы Burger King в России), осенью 2014 г. купил вторую по величине российскую сеть кофе-баров «Кофе Хауз».
7. Coffeeright. Греческая сеть кофе-баров показала хорошие результаты в родной стране, на Кипре и в Румынии. Руководитель отдела маркетинга Марилена Андритсопулу так характеризует основные тенденции рынка: «Разные виды кофе - новое предложение каждый месяц; научный подход к кофе; продажа кофе навынос».
8. Coffee Republic. Британский оператор сообщает о стабильном развитии в Европе. Компанию основали брат с сестрой - Бобби и Сахар Хашеми; на сегодняшний день сеть также представлена в Румынии, Саудовской Аравии, Иордании и Кувейте.
9. Coffee Island. Еще один греческий бренд в десятке лидеров. Coffee Island был основан в Патрах в 1999 г., за последний год количество заведений в сети выросло на 50%. В ближайшем будущем сеть планирует выход на рынки других европейских стран.
10. Coffeeshop Company. «В 2014 г. нам вновь посчастливилось наблюдать устойчивый рост по всем направлениям», - утверждает директор по маркетингу австрийской сети Ханнес Кауфманн. Три страны с наибольшим оборотом - Россия, Австрия и Словакия. Среди основных трендов рынка Кауфманн называет высококачественный кофе, происхождение которого известно, и заварной кофе.
Источник: FoodService №09 2015 г.
Этой новостью можно поделиться в соц. сетях: