Кофейные масштабы
Европейский рынок кофеен, похоже, далек от насыщения. Крупные игроки, занимающие ведущие позиции в рейтинге, сумели в 2012 г. расширить свои сети, иногда довольно значительно, несмотря на тяжелые экономические условия во многих регионах. Пожалуй, самым проблемным регионом оказалась Испания: шесть из 19 брендов кофеен с отрицательной динамикой роста в 2012 г. родом из этой страны.
В будущем конкуренция на кофейном рынке усилится, что станет результатом роста как количества брендовых кофеен, так и числа игроков, стремящихся расширить свою деятельность в этом секторе. Пекарни, сэндвичные сети, автозаправки и отдельные розничные заведения готовы вкладываться в развитие кофейного бизнеса, зная, что он приносит прибыль. Вся эта деятельность способствует повышению требований потребителя к качеству продукта и появлению кофеманов: это гурманы в области кофе, обращающие внимание на такие параметры, как происхождение зерен, навыки бариста и используемое в кофейне оборудование. Деятельность молодых предпринимателей способствует повышению интереса к качеству кофейного зерна, микролотам и альтернативным способам приготовления кофе.
70 ведущих игроков
В рейтинг включены 70 игроков на рынке кофеен, которым в общей сложности принадлежит 11447 заведений в Европе. Рост количества точек за 12 месяцев составил 8,3% (2011: 8%, 2010: 4%, 2009: 3%, 2008: 16%).
Лидером европейского рынка остается Costa Coffee: 1787 точек в 16 странах Европы.
Впервые в истории рейтинга у каждого из трех ведущих брендов более 1500 точек. Самые сильные показатели роста - у Costa Coffee: по итогам 2012 г. сеть выросла на 237точек (15%).
2012 год стал годом противоположных тенденций: 45 брендов открыли новые заведения, тогда как 19 игроков сократили количество точек. Шесть компаний остались с прежним числом заведений.
Рост количества заведений: на первом месте в абсолютном исчислении Costa Coffee (+237), за лидером следуют McCafe (+186), Caffe Nero (+104), Starbucks (+78) и британский бренд Coffe Republic (+60). В относительном исчислении лидирует испанский бренд Doopies & Coffee: число кофеен под этим брендом выросло на 88%. За ним следуют Coffee #1 (75%) и АМТ Expresso (63%), оба бренда родом из Великобритании.
70 ведущих сетей кофеен происходят из 21 страны: 13 брендов из Испании, 12 из Германии, девять из Великобритании, по четыре из Нидерландов и России. Следует отметить, что в десятку лидеров вошли две российские компании, всего же их в рейтинге представлено четыре. Помимо «Шоколадницы» и «Кофе Хауза», которые традиционно входят в десятку лидеров, на 27-м месте оказалась сибирская сеть Traveler’s Coffee, увеличившая в 2012 г. количество кофеен на 42%, а 62-ю строчку заняла сеть «Кофеин».
Семь из 70 участников рейтинга ведут бизнес в десяти или более странах. 33 бренда представлены только на одном рынке - в своей стране происхождения. Наиболее широко представлены в Европе сети Segafredo (37 европейских стран), McCafe (26) и Starbucks (23).
12 компаний-лидеров
1. Costa Coffee. Под брендом Costa Coffee (владелец - Whitbread) работает 1787 точек в 16 странах. Рост сети вновь составил 15%. Таким образом, британская концепция укрепилась на занятом ею в 2011г. первом месте в рейтинге ведущих кофеен Европы. В 2012 г. Costa вышла на два новых европейских рынка - на Мальту и во Францию. В 2013 г. ожидается выход компании на новые рынки в Европе, на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Азии. По всему миру под брендом Costa Coffee работает 2346 заведений.
Кофе Costa также продают в 1986 вендинговых автоматах под брендом Costa Express, расположенных на заправочных станциях, в магазинах, учреждениях образования и здравоохранения, созданных после покупки компанией Whitbread фирмы Coffee Nation в 2010 г. Бренд Costa Coffee также присутствует в меню британских отелей, ресторанов и пабов, особенно тех, которые принадлежат Whitbread. В прошлом году начался выпуск напитков Costa в капсулах для домашнего потребления в сотрудничестве с производителем кофеварок Tassimo. Предлагается три вида кофе в капсулах: капучино, латте и американо. Costa также продвигает ассортимент обжаренного и молотого кофе, продающегося через супермаркеты. По словам Шарлотт Лоури, менеджера по международным коммуникациям Costa Coffee EMEI, разнообразные каналы дистрибуции способствовали повышению уровня узнаваемости бренда Costa.
2. McCafe. Концепция «кофейни в ресторане» компании McDonald's присутствует в 26 европейских странах. Первые три страны по величине оборота - Германия, Франция и Австрия. В 2012 г. компания сосредоточилась на дальнейшей экспансии на существующих национальных рынках, ввела в ассортимент в ряде стран (в том числе Испании и Франции) пирожные «макарон» и нарастила присутствие на итальянском рынке. Одной из основных задач на ближайшие годы в сети видят наем, обучение и удержание персонала - кофейных энтузиастов. McCafe готовится решать ее с помощью собственных программ обучения и мотивации персонала, таких как «Команда олимпийских чемпионов».
3. Starbucks. Мировой лидер на рынке кофеен имеет более 18 300 заведений по всему миру. На европейском рынке число точек в 2012 г. выросло на 5% (2011: 8%). На конец года под брендом Starbucks работало 1553 заведения. Компания вложила немалые средства в свою кампанию по продвижению эспрессо. В феврале 2013 г. была открыта первая кофейня Starbucks в формате drive through в Германии (в Дюссельдорфе). 20 других кофеен в этом формате уже работают в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке: эти заведения относятся к самым прибыльным в регионе.
В начале года в структуре управления европейскими рынками произошли некоторые изменения. В национальных штаб-квартирах, в том числе в Германии, Франции и Австрии, больше нет позиции генерального директора. Фрэнк Вуббер, базирующийся в Цюрихе и представляющий чрезвычайно прибыльный швейцарский рынок, займет пост вице-президента по континентальной Европе. Европейская штаб-квартира в Амстердаме под руководством Мишель Гасс, президента Starbucks ЕМЕА, возьмет на себя все остальные функции.
4. Tchibo. Немецкая компания-поставщик кофе в 2013 г. закрыла 30 заведений. Tchibo принадлежит 830 кофе-баров в восьми европейских странах. Некоторое время назад в Германии был представлен новый дизайн заведений, который будет тиражироваться и на другие рынки.
5. Caffe Nero. Caffe Nero продолжает менять оформление и планировку заведений в рамках программы переоборудования кофеен и эволюции бренда, основанной на обратной связи с потребителями. Летом 2012 г. была запущена новая линейка напитков - Frappe Creme Iced Drink. Количество киосков Nero Express, в основном расположенных на железнодорожных вокзалах, в 2013 г. должно вырасти до 35. Предложение в кофейнях Великобритании и за ее пределами примерно одинаковое: итальянский кофе премиального качества, выпечка в ассортименте, теплые интерьеры, большое внимание к деталям плюс немного местного колорита в меню и оформлении заведений. В Green Caffe Nero в Польше (в партнерстве с Green Coffee) также предлагают еду, приготовленную на месте, есть там и собственная пекарня.
6. Segafredo Zanetti. Итальянский бренд кофеен в 2012 г. показал 4%-ный рост. Теперь сеть Segafredo насчитывает 500 заведений в 37 странах Европы, всего в мире 600 кофеен под этим брендом. Приметой 2012 г. стало усиленное развитие на новых рынках, в том числе в Африке, Южной и Центральной Америке. В Европе недвижимость стала слишком дорогой.
7. «Шоколадница». Концепция, основанная в 2001 г. российским предпринимателем Александром Колобовым и его семьей, на конец 2012 г. насчитывает 339 заведений. Это крупнейшая сеть кофеен на территории бывшего СССР, по количеству заведений она входит в пятерку крупнейших операторов общественного питания в России. Сеть с полным обслуживанием в последние годы отмечает значительный рост (в 2012 г. открылось 40 новых точек). Расширение проводится как за счет корпоративных точек, так и по франчайзингу. Заведения под этим брендом работают в пяти странах: России, Украине, Армении, Казахстане и Азербайджане.
8. Coffeeright. Кофейный бренд, принадлежащий греческой Gregory's Group, в 2012 г. увеличил количество заведений на 2%. Одним из важнейших для компании событий в прошлом году стало открытие кофейни в Нассау на Багамских островах.
9. «Кофе Хауз». Второй по величине игрок на рынке кофеен России начал работу в 1999 г. На конец 2012 г. сеть насчитывает 235 корпоративных точек в России и Украине. По франшизе бренд не работает. Компании принадлежат и другие ресторанные концепции, среди них «Азия Кафе», «Винегрет Кафе» и «Арома Кафе» (последнюю запустили в 2012 г.), но они представлены на рынке гораздо меньше, чем основной кофейный бренд.
10. Hema Koffiebuffet. Сеть универсальных магазинов Hema продолжает расти не только на своем родном рынке, в Нидерландах, но и в других странах Европы. Кроме того, компания ведет подготовку к открытию первого магазина в Китае в 2013 г. Количество магазинов превысило отметку 600, 485 из них расположены в Нидерландах, 90 в Бельгии, 10 в Германии, 10 во Франции, четыре в Люксембурге. Примерно в 215 магазинах работают кофе-бары Koffiebuffet.
Основной рост приходится на более мелкие магазины под названием Hema om de hoek («За углом») средней площадью 500 кв. м с ограниченным предложением (без Koffiebuffet) и на Hema Station Shops на крупнейших железнодорожных вокзалах Нидерландов, а также Антверпена и Парижа. Во всех заведениях на вокзалах есть кофейные стойки, где продают кофе для потребления на месте или навынос.
11. Coffeeshop Company. «В 2012 г. нам посчастливилось наблюдать рост во всех подразделениях компании», - заявляет генеральный директор Райнольд Шарф. Компании Scharf Croup со штаб-квартирой в Австрии принадлежит 199 кофе-баров, рост в 2012 г. составил 22%. Россия, Австрия и Германия - страны, лидирующие по величине оборота. В числе основных тенденций сегмента кофеен в Scharf отмечают растущий спрос на высококачественный кофе, быструю, но здоровую еду, природную питьевую воду и свежий лимонад. Количество заведений под этим брендом по всему миру - 269.
12. Coffee Republic. Основанная в 1995 г. сеть в июле 2009 г. перешла под внешнее управление и была выкуплена владельцами компании Arab Investment Ltd, занимающейся девелоперским бизнесом. Сейчас бренд объединяет две компании: Coffee Republic Training Ltd (корпоративные кофейни) и Coffee Republic Retail Ltd (заведения, работающие по франшизе, все точки за пределами Великобритании). В 2011 г. в кофейнях появились новые интерьеры, кроме того, была сделана попытка внедрить меню в стиле кулинарии с приготовлением блюд на месте, однако это привело к снижению скорости обслуживания и повышению затрат на рабочую силу. За пределами Европы бренд присутствует в Саудовской Аравии (5 точек), ЮАР (3), Иордании (1), Кувейте (10), Пакистане (1).
Рейтинг 70 ведущих игроков на европейском рынке кофеен - результат совместной работы редакции и корреспондентов «Foodservice Europe & Middle East».
Этой новостью можно поделиться в соц. сетях: